nataolen (nataolen) wrote,
nataolen
nataolen

Categories:

О казачках XXI в

kazachka
          По отцовской линии я Кубанская казачка, он родился в станице Воровсколесская Ставропольского края. Прадед – отец моего деда – был лихой казак, воевал, а погиб в мирное время. В схватке с бандитами был зарублен шашкой. По бабушкиной  линии мы родственники Тараса Шевченко.
       О влиянии рода на жизнь человека доподлинно известно, также как и о наследственности, из которой как из песни «слов не выкинешь». Собственно, о своей казачьей крови я особенно не задумывалась. Казачка, и что? Свои свободолюбивые сентенции относила исключительно на счет характера, для женщины уж больно независимого. Пока случайно не услышала казачью песню. Она меня зацепила, я стала читать на тему, наткнулась на статью о казачках и обнаружила собственный портрет, созданный задолго до моего рождения.
     Такие «случайности» обезоруживают. Итак вроде знала о невидимой связи времен, но осознание себя продолжением, «носителем» определенной культуры, записанной на каком-то неведомом уровне, рождает глубокое смирение перед тем, что скрыто внутри каждого человека. Все уже придумано до нас. И самое сложное – принять это как данность.  
      
          Далее просто цитаты, без комментариев. 

«Казачки отличались особенной красотой, умом и силою…»

«Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу».

«Смуглолицые красавицы отчаянного мужества и высокого благородства умели постоять за себя, многие из них умели обращаться с конем и оружием, при случае помогали казакам в боях»

«… были очень самостоятельными и независимыми. Среди казачек нет белоручек или инфантильных барышень».

«Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности».

«В России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого».

«Несмотря на то, что раньше девочек также с детства учили стрелять, ездить верхом, чтобы в случае нападения они могли защитить и себя и своих детей, казачки не лишены необыкновенной женственности, сердечности, теплоты, кокетства, щегольства, любви к украшениям и нарядам. Казачки всегда следили за собой, а свойственная им природная яркая внешность только была дополнением к их образу».

«Казаки  избрали себе неизменной покровительницей Вечную женственность – Пречистую Деву. Заботу о вдовах и сиротах они возвели в социальный институт раньше многих других народов».

«Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз».

«Постоянный труд и заботы… дали особенно самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. За внешней ее застенчивостью... зачастую скрывается сильный и неукротимый нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома».

«Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением… Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена)»

«В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».

«В отношении с мужчинами, женщина-казачка и, особенно, девушка пользовалась совершенной свободой»

«Чужды были казачки организации и общества, в которые вовлекали и приобщали женщин к мужским заботам, выступлениям с заявлениями, решениями, протестами и пр. Не было никаких союзов, советов казачек общественной направленности, были веками сложившие устои оказания взаимопомощи и содействие своего хутора, станицы, родственника, соседа»

«Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи»

«Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной».

«При решении семейных дел они всегда имели равные права с мужчинами».

«Пожалуй, никто с такой любовью и так бережно не относился к своим женщинам, как казаки. Не случайно материнская тема в казачьем фольклоре — одна из самых емких и многогранных».

«Женская судьба многих казачек могла послужить сюжетом для авантюрного романа»

«Уже в детских военных играх со сверстниками-казачатами девочки получали первоначальные сведения о поведении во время войны, а большинство взрослых казачек умели обращаться с оружием и управлять конем».

«К браку казаки относились серьезно, измена каралась жестоко, но насильно мужа около жены и наоборот не держали, на Круге семьи создавались, на круге они же и разводились.  Собирается казак в поход, выводит свою жену на Круг: "Вот, честная станица, была она мне хорошей женой, верной, но теперь не люба она мне, кому люба, тот и бери. "Желающий взять отказную жену получал от женщины согласие, прикрывал ее полою кафтана, что означало снятие с нее бесчестия развода  и новое покровительство, за разводом следовал новый брак. В случае, если желающих не было или женщина отвергала предложение, она становилась свободной, но обижать ее не смел никто. Это были простые и наивные обряды, но соблюдались они очень строго, за нарушение их были предусмотрены жесточайшие кары, вплоть до "в куль, да в воду.."

«Вопреки широко распространенному мнению, казаки редко обижали своих жен, да и  казачки  имели характер самостоятельный и гордый. Современники писали: "Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да еще прибавь бесстрашие амазонки - перед вами портрет истинной  казачки"

«Казачки были не только труженицами, но и организаторами, они умели превосходно руководить жизнью своей семьи, грамотно распределяя обязанности между домашними»

«Если уж казачка берется за дело, то не просто доведет его до конца, но и сделает это красиво»

«Нет такой казачьей семьи, где бы не было культа деда, отца или мужа. Мужчина – казак – всегда был воином, казаки никогда не были крестьянами или кочевниками. Весь уклад их жизни был связан с единственным, что они умели делать лучше других – с военным искусством. Мужчина-воин, мужчина-защитник – тот, кто вызывал доверие и уважение. Поэтому абсолютный авторитет деда, отца или мужа для женщины — казачки понятен и непререкаем. Мужчина в доме – хозяин, царь и Бог для всех домашних. Его авторитет – это не насильно насаждаемое требование. Для казачки было естественным любить, уважать и почитать своего казака, невзирая на то, какие решения он принимал. Казачка всегда была за мужем, а не впереди него. Любовь к мужу была естественной. Казачка была верной, надежной, соратницей своего мужа во всех его делах и праведных и греховных, таков был неписанный закон и казачки никогда не нарушали его».

«Сам образ жизни и смешение многочисленных кровей наложили на казачек этот отпечаток. Даже в самых тяжелых жизненных невзгодах казачки не привыкли сдаваться, всегда с улыбкой, с юмором и с шутками»

«Большое значение имела женщина в казачьей семье как мать и хозяйка, как она умела посвятить себя семейной жизни и воспитать в подрастающем поколении любовь к родной земле, чувство национальной гордости, и кровной близости к единоплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим. Свободная, в среде не знавшей рабства, крепостных господ, закрытых теремов ила гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь для ее благосостояния и благополучия. Казаки упорно берегли свое племенное лицо и больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови».

«Несмотря на домострой и патриархат, традиционно принятый в казачестве, любая женщина была свободолюбивой и могла позволить себе высказать свое мнение, пошутить, а то и высмеять то, что ей не нравилось. И хотя казаки не допускали женщин на Круг, все станичницы и хуторянки пользовались уважением»

«Соблюдение этих правил приводило к тому, что казачьи семьи в подавляющем большинстве были крепкими, дружными, построенными на любви, уважении и взаимном почитании»

«В русской казачьей традиции на протяжении многих веков сложился образ отца, как человека, воплощавшего в себе закон, долг и честь, которому дано право определять жизнь детей и принимать решения, наказывать и миловать. Обычно отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей»

«…отмечают патриархальность внутрисемейных отношений в казачьих семьях до XX в. Семьи были крепки взаимным уважением и держались на беспрекословном авторитете главы семейства»

«У истоков (казачьих) традиций  лежали уважение к старшим, почитание гостя, уважение к женщине»

«Почитание женщины, а особенно старшей сестры, прививалось с малого возраста. До глубоких седин младший брат знает старшую сестру только как «неньку», выхаживавшую брата, когда мама была занята домашней работой»

«По поведению женщины (будь то мать, сестра или жена) оценивался сам казак в той же степени, как и сам относился к ним. Придерживаясь христианской доктрины, казаки помнили: «Да убоится жена мужа своего». При этом сохранялись вековые устои: мужчина не вмешивался в дела женщины, а женщина – в дела мужчины. Обязанности были строго разграничены, и заниматься мужчине женским делом было позором»

«Женщина вне зависимости от своего статуса в семье была персоной №1 для защиты, т.к. она – будущее казацкого рода. Хоть у женщин того времени было не так много прав по сравнению с современницами, … они пользовались таким почтением, что права мужчин им не очень-то и были нужны»

«Казачка к мужу обращалась по имени-отчеству, а к незнакомому казаку – только «мужчина». Она не появлялась на людях без покрытой головы, не носила мужской одежды, а стрижка волос считалась позором.
К своей жене казаки обращались по имени (в пожилом возрасте – «мать» или даже по имени-отчеству). К женщине-незнакомке казаки обращались – согласно возрасту: «мамаша», «сестра», «дочка» («внучка»).

«Казаки любили приукрашать свои боевые заслуги во время застолий, но они не лгали в быту, и особенно – в делах.

«Их жены могли причитать мужьям, мол, «никогда под руку меня не возьмешь, не прижмешься ко мне, ребенка не приголубишь – как дикарь!». В душе казаки испытывали стыд за то, что выжили в сражении, где пали их товарищи. Им не хотелось своим счастьем лишний раз напоминать о горе казачкам, потерявшим своих мужей. Чтобы безутешная вдова не объясняла маленькому ребенку тяжелую правду, что отец больше не вернется, казаки никогда не брали своих детей на руки»

«Женщины не имели права вмешиваться в воспитание казачонка когда тому исполнялось семь, так как в этот момент наступала ответственность маленького казака перед миром, а когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина».

«Ошибочно было бы думать, что вся жизнь казачки заключалась в детях, хозяйстве и угождению мужу. Это было скорее воплощением в жизнь главного природного предназначения женщины, давшей человеку жизнь, - своим трудом и заботой доводить его до пути самостоятельности»

Казак — в нескольких тюркских диалектах означает „свободный человек“, „свободный искатель приключений“.
Tags: женственность, казаки, казачество, казачки
Subscribe

  • Про чувства и девайсы

    Вот ведь какое дело - я очень-очень люблю всякие мудрые девайсы, умные машины, удобные программы, скорость люблю, самолеты и все такое прочее.…

  • Рыба № 25

    Нашла свой рассказ пост-студенческих времен. "Детский", смешной) Рыба № 25 - А по... - Закройте дверь, вы что, не видите, у нас…

  • Шоу перевоплощений

    Шоу перевоплощений на Первом канале – мой гипноз. Не могу оторваться, смотрю «пачками» по несколько серий. Благодарна и за…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments